Новости

Евгений Гонтмахер: Ключевые реформы нужно просчитывать более ответственно

02.06.2004
Правительство не так давно вынуждено было пойти на непопулярный шаг: срезать участие в накопительной части пенсионного страхования людям среднего возраста (старше 1967 года рождения). Только ленивый не критиковал это предложение. Но почему-то не обсуждается его главная причина. Проблема не в органических недостатках начавшейся в 2001 году пенсионной реформы, а во введенном несколько раньше едином социальном налоге (ЕСН). Инициаторы российской налоговой реформы, сидящие в основном в Минфине, ликвидировали существовавшие ранее страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования). Вместо них и был введен ЕСН. Ошибка заключалась в непонимании принципиальной разницы между природой страхового взноса и налога. Страховой взнос — это отложенная часть фонда оплаты труда, которая возвращается работнику при наступлении страхового случая (возраст — пенсия, болезнь — листок нетрудоспособности и расходы на медицинское обслуживание). Налог же является безвозмездным изъятием в пользу государства, которое вправе тратить эти деньги на самые разнообразные цели — оборона, безопасность, международная деятельность и т.п. Введение в начале 90-х годов обязательных страховых взносов было началом настоящей революции в общественных отношениях. От чистого иждивенчества и патернализма молодая российская власть хотела перейти к такой социальной системе, которая построена на взаимной ответственности работника и работодателя. Недаром был введен однопроцентный взнос в Пенсионный фонд из индивидуальной заработной платы. В дальнейшем предполагалось постепенно передавать часть этих обязательных взносов от работодателя к работнику, сформировав цивилизованную систему паритетного участия этих двух субъектов в обеспечении благосостояния занятых. При этом государство, конечно же, оставляло за собой заботу (на адресной основе) об инвалидах и ветеранах. В перспективе виделся очень простой механизм установления размеров этих страховых взносов — в процессе переговоров между профсоюзами (или другими представителями работников) и объединениями работодателей. Государству при этом отводилась весьма скромная роль посредника. Кстати, в этом случае прекратились бы стенания бизнеса по поводу излишней налоговой нагрузки на фонд оплаты труда: договаривайся, снижай. Но не обвиняй государство во всей своих бедах. Чем не либеральный подход? Казалось бы, такие фигуры, как Алексей Кудрин и Герман Греф, ответственные, в частности, за налоговую политику в стране, должны были бы быть яростными сторонниками такой позиции. Однако этого не произошло. Несмотря на сопротивление социального блока правительства, ЕСН был введен. Почему это произошло? Еще в середине 90-х годов с подачи международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк) в российских финансовых кругах сформировалось стойкое недоверие к государственным внебюджетным фондам. Вроде бы государственные средства, но выведены в какие-то отдельные структуры, управляемые с участием профсоюзов и объединений работодателей. Это не укладывалось в схемы так называемой транспарентности (прозрачности), хотя бюджеты этих фондов и отчеты об их исполнении перед внесением в Государственную думу проходили ревизию в Минфине и правительстве. Но транспарентность понималась (и сейчас понимается) очень специфически: все деньги должны быть в одном кармане — федеральном бюджете. Кстати, с этим связана и стойкая тенденция к стягиванию в центр бюджетных доходов субъектов Российской Федерации. Либерализм предполагает максимальный уход государства из общественной жизни, что связано со стимулированием развития саморегулируемых и общественных организаций, полномочий регионов и местного самоуправления. Но, как оказалось, власть делает все ровно наоборот: возьмем, например, реформу местного самоуправления, которая выливается в его огосударствление. Или провал сколько-нибудь внятного диалога между властью, бизнесом и гражданским обществом. Таким образом введение ЕСН стало естественным продолжением политики недоверия к действительно либеральным институтам, нарождавшимся в первой половине 90-х годов. Прискорбно, что это сделали люди, с которыми когда-то были связаны надежды на реальные реформы… Однако вернемся к ЕСН. Его введение привело к цепной реакции событий. Во-первых, бизнес тут же стал давить на власть этими пресловутыми 35.6% налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Во-вторых, налоговые службы, к которым от внебюджетных фондов перешел сбор ЕСН, существенно снизили полноту изъятия этого налога. Раньше фонды доходили до самого мелкого неплательщика, вынуждая его платить. Теперь налоговикам приходится иметь дело и с налогом на прибыль, и с НДС, и с другими налогами. Естественно, что до ЕСН часто руки не доходят. В-третьих, был ликвидирован символический по размеру, но не по содержанию однопроцентный взнос в Пенсионный фонд из индивидуальных зарплат, а заодно 1.5-процентный взнос на страхование от безработицы. Это привело к свертыванию активных программ стимулирования занятости и сведению государственной политики на рынке труде фактически к выплате пособий по безработице. Если в конце 90-х доля активных программ, таких как обучение и переобучение безработных, общественные работы, доходила до 30% всех расходов в этой сфере, то в 2004 году эта цифра упала ниже 20-процентной отметки. В-четвертых, была напрочь забыта идея о передаче в сферу двусторонних договоренностей между профсоюзами и объединениями работодателей размера обязательных страховых взносов. Мы сейчас как никогда далеки от ее реализации. Нарастающее давление бизнеса (и дружественных ему депутатов Государственной думы) по вопросу о снижении ЕСН в конце концов привело к решению об уменьшении с 1 января 2005 года базовой ставки этого налога с 35.6 до 26%. Предприниматели, между прочим, все равно недовольны: им бы хотелось намного более радикального сокращения — до 20% и ниже. Но не надо винить бизнес: он играет по тем правилам, которые ему были навязаны с введением еще одного налога — ЕСН. Оказался в проигрыше и Минфин. Возникшая дыра (чуть ли не 280 млрд. рублей) в доходах внебюджетных фондов не может быть просто проигнорирована — это выплата пенсий, оплата бюллетеней и медицинских услуг. Приходится закладывать компенсации в расходах федерального бюджета, а заодно, чтобы сэкономить хотя бы несколько миллиардов рублей, отрезать от накопительной пенсионной системы людей среднего возраста и в 1.5 раза уменьшать взносы в эту систему молодых работников. Но, пожалуй, наибольший ущерб эта ситуация нанесла репутации нынешней власти. Общество (по крайней мере его наиболее экономически активная часть) еще раз убедилось в ненадежности государства, не способного организовать сколько-нибудь серьезный социальный проект. А ведь начавшееся четырехлетие должно вместить еще целый пакет социальных преобразований — в образовании, здравоохранении, социальной защите. Поэтому ошибки в запуске столь чувствительных реформ могут обернуться социальной и политической нестабильностью, преодолению которой были посвящены минувшие четыре года. Евгений Гонтмахер — доктор экономических наук, научный руководитель Центра социальных инноваций Финансовые известия

http://sprrt.ru/

Руководство


Управляющий Отделением СФР по РТ

Вафин Эдуард Яфасович


Новости СПР по РТ

03.05.2024

Участие в финальный II этапе чемпионата по компьютерному многоборью «Буыннар бәйләнеше» («Связь поколений»)

27 апреля в IТ парке имени Башира Рамеева состоялся финальный II этап чемпионата по компьютерному многоборью «Буыннар бәйләнеше» («Связь поколений»), где Кайбицкий район представила семья Зиганшиных из села Чутеева.


читать полностью


03.05.2024

Выпускной вечер курсов слушателей «Танцетерапии» и «Сад и огород» прошло в пгт Актюба

В пгт Актюба состоялся «выпускной вечер» для представителей старшего поколения, которые прошли курсы «танцетерапии» и «сад и огород».


читать полностью


03.05.2024

В г.Азнакаево прошло славная традиция 1 мая

Старшее поколение ЦОСП г.Азнакаево 1 мая продолжили славную традицию молодости празднования одного из самых любимых дней мая.Шествие парада прошло в пгт Актюба Азнакаевского района.


читать полностью