Новости
Кодекс чести для пенсионных реформ
19.03.2004
Елена Гостева («Финансовые известия» )
До 1 апреля Пенсионный фонд России должен передать частным управляющим компаниям средства с накопительных счетов работающих граждан, которые высказали свою позицию по итогам первого года пенсионной реформы и решили доверить свои накопления частникам. Для того чтобы начать работать с пенсионными накоплениями, управляющие должны принять кодекс профессиональной этики. При этом данный документ (до его принятия компаниями) должно утвердить правительство. Правительства сейчас в России по сути, в окончательном его варианте, нет. Нет и кодекса профессиональной этики управляющих.
Кодексом профессиональной этики (или, как позднее он был назван, корпоративного поведения) впервые озаботилась ныне упраздненная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) еще в 1999 году. Кодекс был принят ФКЦБ и рекомендован правительством для компаний, акции которых торгуются на рынке ценных бумаг, в качестве «добровольно-принудительного».
Никакого кодекса профессиональной этики для частных компаний, торгующих на рынке ценных бумаг, написанного централизованно, до сих пор нет. Предполагалось, что данный кодекс должен быть написан профсоюзом управляющих компаний Национальной лигой управляющих. Но не написан и по сей день. При этом требование, что к 1 апреля кодекс должен быть создан, одобрен правительством и принят всеми 55 управляющими компаниями, допущенными к работе с пенсионными накоплениями, никто не отменял.
Замгендиректора управляющей компании «НИКойл» Наталия Плугарь заявила «Финансовым Известиям», что управляющая компания «НИКойл» приняла самостоятельный кодекс профессиональной этики, основываясь на положениях двух федеральных законов 156-ФЗ и 111-ФЗ. После принятия кодекса «НИКойлом» Лига управляющих рекомендовала этот кодекс всем управляющим компаниям в качестве типового. «Отсутствие типового кодекса профессиональной этики не должно стать препятствием для передачи пенсионных накоплений в управление компаниям, поскольку нельзя исполнять то, что еще не принято правительством, и такое неисполнение не может считаться нарушением или несоблюдением требований, предъявляемых к управляющим законом, считает Плугарь. Наличие в компании собственного кодекса профессиональной этики на сегодняшний момент является плюсом для нашей компании, поскольку нам есть что соблюдать».
Деятельность управляющих компаний регулируется большим количеством нормативных актов, и шаг вправо или влево запрещен. Кодекс это свод воедино всех положений законов, по которым должны работать управляющие и которые они по сути и так выполняют. Избыточный контроль за управляющими плох. Например, компании ежегодно предоставляют в несуществующую уже Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг массу данных. Этих данных так много, что контролирующие органы не всю информацию могут обработать и понять. Компании ежегодно проходят аудит, проверки ФКЦБ и Минфина.
«Поэтому даже принятие своего собственного кодекса корпоративной этики не может решить для компании проблемы выполнения требований закона 111-ФЗ, отмечает заместитель генерального директора управляющей компании Петровский фондовый дом Виталий Сотников. Мы ожидаем решения правительства по этому вопросу. Я считаю, что даже принятие такого кодекса вряд ли остановит некоторые управляющие компании от применения нечистоплотных приемов».
В настоящий момент нет четкого понимания, что хорошо, а что плохо при саморекламе, при привлечении граждан. Яркий пример использование административного ресурса, когда руководители предприятий и администраций «настоятельно рекомендуют» выбрать определенную управляющую компанию. Если эти моменты не будут по возможности четко прописаны в кодексе, то ценность данного документа сильно снизится. А вот вопросы отчетности, предоставления публичной информации, процедуры инвестиций пенсионных накоплений и т.п. и так уже подробно прописаны в законодательстве, различных нормативных актах и регламентах работы. Поэтому кодекс должен быть все же об этической стороне работы с будущими пенсионерами.
«А вот у нас кодекса пока нет. И не будет его до тех пор, пока его не примут в правительстве, не утвердят и не выбьют на гранитной колонне длинной в 158 метров золотыми буквами, говорит генеральный директор еще одной компании. Почему мы не хотим его принять самостоятельно? Да потому, что если придут проверяющие, они будут искать нарушения везде. А кодекс этики будет занимать страниц 40, и уж проверяющие найдут на этих страницах хоть что-то, что мы обязательно нарушим».