Новости
Порядок рассмотрения обращений граждан РФ
21.06.2006
2 мая 2006 года принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-ФЗ (далее – Закон), статьей 17 которого признан недействующим Указ Президиума Верховного совета СССР от 12.04.1968г. №2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
В порядок рассмотрения обращений граждан внесены следующие изменения.
Определена сфера применения настоящего Федерального закона. В соответствии с п.3 ст.1 Закона данный порядок распространяется также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений
иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законом гарантирована
бесплатная основа осуществления прав граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам (ст.2).
В статье 4 приведено разъяснение терминологии, используемой в Законе: обращение, предложение, заявление, жалоба, должностное лицо.
В отдельную статью выделены права граждан: представлять и истребовать дополнительные документы, знакомиться с документами, получать ответ, обжаловать ответ, обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (ст.5). Гарантирована безопасность гражданину в связи с его обращением
в виде запрета преследования и недопустимости разглашения сведений (ст.6).
В соответствии с п.2. ст.8 Закона письменное обращение подлежит
обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. В случае, если в обращении содержатся вопросы, не входящие в компетенцию органа, такое обращение направляется в компетентный орган в течение
7 дней со дня регистрации (ранее было в течение 15 дней со дня поступления заявления), с уведомлением гражданина.
Статьей 10 регламентирован порядок рассмотрения обращений граждан, расширены обязанности рассматривающего органа по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, а также обязанности органов предоставлять по запросам органов, рассматривающих обращения,
в течение 15 дней документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением тех, для которых установлен особый порядок предоставления.
Закон шире регламентирует порядок рассмотрения
отдельных обращений. На обращение без указания ФИО, адреса либо на обращение, в котором содержатся нецензурные выражения или не поддается прочтению,
ответ не дается. В случае, если ранее гражданину по данному обращению давались письменные разъяснения, рассматривающий орган вправе принять
решение о безосновательности очередного обращения и прекращения, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение (ст.11).
Срок рассмотрения письменного обращения остался прежним – не более 30 дней со дня регистрации (ранее – со дня поступления обращения), в исключительных случаях срок продлевается на 30 дней (ст.12).
Статья 13 шире регламентирует порядок личного приема: гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность, обращение заноситься в карточку личного приема, ответ может быть дан устно.
Принципиально новая статья «Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений» (ст.16):
- гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов при рассмотрении обращения, в судебном порядке;
- в случае если гражданин указал заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2.05.2006г. №59-ФЗ
вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, т.е.
5.11.2006г. (ст.18 Закона).