Новости

Информационная демократия и модернизация пенсионной системы

25.08.2004
Информационная демократия и модернизация пенсионной системы Знание гражданами приобретенных ими пенсионных прав и зависимости между участием в работе пенсионной системы, с одной стороны, и размером и составными частями будущей пенсии, с другой стороны, - одна из целей и необходимое условие преобразований, производящихся в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации. Здесь и далее в данном материале под пенсионными правами понимаются не правовые нормы, определяющие условия назначения и размер назначаемой пенсии, а степень выполнения застрахованным лицом условий, имеющих значение при назначении и перерасчете пенсии. Другими словами, это значения относящихся к данному человеку параметров, использование которых в пенсионной формуле, определяемой действующим законодательством в отношении трудовых пенсий, позволит рассчитать размер пенсии застрахованного лица, заработанной им к текущему моменту времени. Если пользоваться терминологией информационных технологий, то совокупность правовых норм пенсионного законодательства определяет алгоритм расчета размера пенсии (но, конечно, не только его), а накопленные застрахованным лицом пенсионные права - это исходные данные, подстановка которых в указанный алгоритм позволяет рассчитать размер пенсии застрахованного лица в предположении, что страховой случай обязательного пенсионного страхования наступил в данный момент времени. Применяя рассмотренное понимание термина "накопленные пенсионные права", мы акцентируем внимание на возможностях, которые имеются у каждого гражданина Российской Федерации в наилучшем использовании федерального пенсионного законодательства для максимизации своей трудовой пенсии по старости. Информация о пенсионных правах, заработанных гражданином к текущему моменту, и знание норм пенсионного законодательства позволяют ему выработать линию поведения, наиболее эффективную в плане повышения размера пенсии, которая его ожидает к моменту наступления пенсионного возраста. Понятно, что в действующей пенсионной системе главным способом достижения этой цели является максимизация суммы страховых взносов, уплаченных страхователями за данное застрахованное лицо. Но есть и конкретные вопросы, по которым застрахованное лицо может выбирать альтернативные варианты, не меняя своего места жительства и профессии. К ним относится выбор между государственным пенсионным фондом (Пенсионным фондом Российской Федерации) и одним из негосударственных пенсионных фондов; такого же рода выбор предоставляется гражданам, предпочитающим иметь страховщиком Пенсионный фонд Российской Федерации, в отношении того, какая управляющая компания будет управлять средствами, поступившими на накопительную часть пенсии за каждого из них: та, которая рекомендована Правительством, или одна из прошедших соответствующий конкурс (1). Знание пенсионных прав застрахованными лицами является одной из целей преобразования пенсионной системы, потому что осуществляемая модернизация в определенной мере ориентируется на "экономического человека" (2), который, обладая знаниями о своем экономическом положении и имеющихся у него возможностях, принимает рациональные решения и сумма предпочтений всех граждан определяет вектор экономического развития государства. Кроме того, знание каждым гражданином обязательств, взятых государством в текущий момент времени в отношении его будущей пенсии укрепляет уверенность людей в их завтрашнем дне и способствует стабильности общества. Такое знание является также и средством преобразований, так как модернизация пенсионной системы предполагает планирование человеком (лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования) своей жизни с учетом пенсионного будущего, а для подобного планирования необходимо знать не только правовое пространство возможных действий застрахованного лица, но и его текущее положение в этом пространстве. "Обладание большей свободой поступать так, как считаешь нужным, является, во-первых, непосредственно значимым для человеческой свободы вообще и, во-вторых, такое обладание важно для развития личных возможностей, ведущих к получению ценных результатов" (3). Своевременное знание пенсионных прав работающим населением имеет еще один аспект: оно создает возможность минимизации отклонений приобретенных прав от законодательных норм. Поскольку пенсионные права работающих определяются своевременностью уплаты страховых взносов страхователями и соответствием уплачиваемых сумм действующему законодательству, своевременное получение застрахованным лицом информации об отклонениях от нормы осуществляемых страхователем в отношении него платежей по страховым взносам дает ему возможность с участием профсоюзной организации и государственных органов предпринять меры для нормализации положения. С этой целью в законодательстве по персонифицированному учету содержится норма, обязывающая страхователя предоставлять застрахованному лицу копию сведений, передаваемых им в ПФР в процессе ведения персонифицированного учета, то есть и о ежемесячно уплачиваемых страхователем страховых взносах за каждого своего работника. По истечении года эти работники, получая информацию из ПФР, могут сопоставить ее с данными работодателя и в случае отклонений предпринять действия по их устранению. Добиваясь выполнения страхователями их обязательств в отношении себя, застрахованное лицо одновременно с этим добивается и лучшего наполнения бюджета ПФР, а значит и выполнения текущих обязательств перед нынешними пенсионерами за счет распределительной части пенсионной системы. В этой связи следует упомянуть соглашение, подписанное Пенсионным фондом Российской Федерации и Федерацией независимых профсоюзов России в 1997 году, которым определены принципы сотрудничества в части обеспечения пенсионных прав работающих путем своевременного и точного отражения страхователями соответствующей информации в системе персонифицированного учета. Систематическая деятельность региональных отделений ПФР и профсоюзных организаций по реализации указанных принципов способствовали и способствуют полноте реализации и отражения в учете пенсионных прав работающего населения. На нынешнем этапе развития пенсионной системы особенно важным является достижение понимания работодателями того, что сведения персонифицированного учета и платежи, поступившие в ПФР по страховым взносам должны полностью соответствовать друг другу, и это соответствие надо поддерживать, сверяя данные об уплаченных взносах, имеющиеся у страхователя, с данными о поступивших страховых взносах, которыми располагают органы ПФР. Пенсионный фонд Российской Федерации изначально стремился облегчить информационное взаимодействие страхователей с территориальными органами ПФР. Периодичность отчетности приведена к одному разу в год. Создаются условия для передачи информации в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, что упрощает действия страхователя и устраняет необходимость подготовки, подписания, удостоверения печатью и транспортировки большого количества бумажных документов. Пенсионный фонд Российской Федерации изначально стремился облегчить информационное взаимодействие страхователей с территориальными органами ПФР. Периодичность отчетности приведена к одному разу в год. Создаются условия для передачи информации в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, что упрощает действия страхователя и устраняет необходимость подготовки, подписания, удостоверения печатью и транспортировки большого количества бумажных документов. В 2003 году ПФР реализовал проект информационного обмена с застрахованными лицами через организации, названные трансферагентами, с которыми отделениями ПФР были подписаны соглашения о взаимном удостоверении подписей (4). В течение нескольких месяцев соглашения были подписаны более, чем с 1700 организациями во всех регионах страны. Одним из условий договора было обеспечение обмена информацией в электронной форме с электронной цифровой подписью, причем программы подготовки данных и их контроля распространялись бесплатно. По данной технологии в ПФР поступило более 700 тыс. документов от застрахованных лиц. Приобретенный опыт позволяет сделать следующий шаг, который основан на развиваемых в ПФР информационных технологиях и должен устранить наиболее "узкое" место в информационном трафике ПФР с организациями-страхователями. Дело в том, что на текущий момент времени технология передачи информации в электронной форме, реализованная в большинстве территориальных органов ПФР, требует посещения офиса ПФР представителем страхователя, поскольку данные передаются, в основном, на машинном носителе информации. Вполне закономерным теперь является переход к "бесконтактному" обмену информацией с сохранением в то же время ее юридической состоятельности. Суть этого проекта можно описать следующими положениями. 1. Страхователю предоставляется технология удаленного информационного взаимодействия с сервером, находящимся в соответствующем отделении ПФР, с доступом по коммутируемому телефонному каналу либо по сети Интернет. 2. Через указанный сервер страхователю оказываются следующие услуги: - контроль качества подготовленных страхователем индивидуальных сведений персонифицированного учета с использованием информации баз данных отделения; - передача прошедших контроль индивидуальных сведений в отделение с получением соответствующего подтверждения и фиксацией даты и времени передачи; - сверка информации о платежах, произведенных данным страхователем по страховым взносам обязательного пенсионного страхования, с поступлениями от него средств на счета. 3. Для пересылки данных между страхователем и ПФР применяется система криптографической защиты информации и электронная цифровая подпись принятого в ПФР стандарта. Аналогичная технология может быть применена (и применяется в ряде регионов) в налоговой службе, и это позволяет создать для страхователя эффективную однотипную систему взаимодействия с государственными организациями, обеспечивающими учет и контроль налоговых платежей и платежей социального страхования. Следует отметить, что в ряде отделений ПФР уже внедрены процедуры, ведущие к рассматриваемой технологии. Так, в Отделении ПФР по Волгоградской области более полутора тысяч организаций-страхователей передали индивидуальные сведения за 2003 год по каналам связи, "бесконтактным" способом. Пока это взаимодействие осуществлялось посредством электронной почты с участием сотрудника ПФР. Стандартный набор операций, выполняющихся данным сотрудником, может быть реализован программным путем, автоматизирован. На его основе создается типовая технология, которая существенно повысит эффективность взаимодействия и качество предоставляемых страхователям услуг, и сделает опыт отдельных отделений достоянием всей системы ПФР, что позитивно скажется уже на приеме индивидуальных сведений персонифицированного учета за 2004 год. Наиболее существенным является применение "бесконтактного взаимодействия" для организаций, обладающих соответствующим технологическим потенциалом, и для регионов с большим количеством страхователей этой категории. По мере развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в стране такая технология будет становиться обыденной для все большего числа страхователей, что позволит постоянно повышать качество учета и сокращать сроки актуализации индивидуальных лицевых счетов, и в конечном итоге предоставлять новые виды услуг застрахованным лицам. Такой новой услугой в 2003 году явилось установленное законодательством информирование работающего населения о состоянии индивидуальных лицевых счетов, то есть о накопленных застрахованными лицами пенсионных правах. Нормативная основа этого процесса установлена Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2003 № 346, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 № 422. Логика этих документов заключается, в частности, в следующем: - застрахованное лицо должно представлять степень выполнения его страхователем (либо страхователями, в случае нескольких мест работы у данного лица) обязательств по уплате в отношении него страховых взносов обязательного пенсионного страхования, установленных законодательством; - у гражданина появляется определенный интерес к способу размещения накопленного для него пенсионного капитала, когда он видит сумму этого капитала и динамику его роста. Традиционный способ информирования путем подготовки и рассылки гражданам соответствующих документов в виде специальной корреспонденции Пенсионного фонда Российской Федерации готовился в ПФР начиная с 2002 года. В 2002 году для освоения технологии изготовления и рассылки извещений застрахованным лицам был проведен пилотный проект для информирования застрахованных лиц, которые в 2003-2004 годах достигают пенсионного возраста. Всего было изготовлено и разослано заказными письмами через подразделения почтовой связи около 1,3 млн. извещений. Эта работа позволила сделать следующие выводы: - в стране в 2002 году не существовало производства, которое позволило бы произвести такого рода информирование в масштабе всего контингента застрахованных лиц, у которых в соответствии с принятым к тому времени законодательством по пенсионной реформе должна формироваться накопительная часть пенсии (около 40 млн. чел); - информационная база персонифицированного учета является надежной основой информирования граждан; - граждане, познакомившись с обращением Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащимся в полученном ими конверте, понимают смысл полученной ими информации и те действия, которые они могут предпринять после ее анализа. В ходе проекта была апробирована технология всего процесса, которая состоит из трех частей: получение информации от страхователей и актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в том числе актуализация адресов доставки извещений; изготовление извещений утвержденной формы; рассылка и доставка извещений застрахованным лицам. Было также установлено, что без комплексной автоматизации невозможно решить задачу обеспечения достоверности данных, изготовления извещений и их конвертования, обеспечивающего режим конфиденциальности сведений при доставке и вручении. Для создания организационного механизма актуализации гражданами адресов получения извещений в 2003 году Пенсионным фондом Российской Федерации было принято и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации постановление Правления ПФР "Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета" от 03.02.2003 № 15п. Следует отметить, что адрес доставки извещений может ежегодно уточняться застрахованным лицом путем его указания в индивидуальных сведениях, передаваемых страхователем в ПФР. Работа в 2003 году в рамках полномасштабного информирования застрахованных лиц была организована по технологии, представленной на рис.1 и выявила следующие особенности технологического процесса и производства по изготовлению извещений: - предусмотренный законодательством период информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов попадает на время наиболее массовых отпусков, что приводит к необходимости хранения значительного количества писем и не позволяет управляющим компаниям развернуть в необходимом масштабе рекламную компанию, а гражданам воспринять информацию, предназначаемую для них в ходе этой рекламной компании; - следует максимально интенсифицировать в ПФР прием индивидуальных сведений персонифицированного учета от страхователей и обработку этих сведений и обеспечение их достоверности за счет сопоставления с другими информационными базами ПФР и за счет сверки с данными бухгалтерского учета о страховых взносах, поступивших на счета ПФР, которые в свою очередь подтверждаются данными федерального казначейства; - технологический комплекс изготовления извещений, созданный и введенный в эксплуатацию в Пенсионном фонде Российской Федерации по своим возможностям и производительности находится на уровне аналогичных производств, созданных в последние годы в других странах мира, а по темпам создания опережает эти аналоги; - высокоавтоматизированная технология изготовления извещений весьма критична к используемым материалам (бумага, конверты), условиям производства и к степени подготовленности персонала (операторов, инженеров, обслуживающего персонала); - система доставки извещений нуждается в совершенствовании. В ходе проекта была апробирована технология всего процесса, которая состоит из трех частей: получение информации от страхователей и актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в том числе актуализация адресов доставки извещений; изготовление извещений утвержденной формы; рассылка и доставка извещений застрахованным лицам. Было также установлено, что без комплексной автоматизации невозможно решить задачу обеспечения достоверности данных, изготовления извещений и их конвертования, обеспечивающего режим конфиденциальности сведений при доставке и вручении. Для создания организационного механизма актуализации гражданами адресов получения извещений в 2003 году Пенсионным фондом Российской Федерации было принято и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации постановление Правления ПФР "Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета" от 03.02.2003 № 15п. Следует отметить, что адрес доставки извещений может ежегодно уточняться застрахованным лицом путем его указания в индивидуальных сведениях, передаваемых страхователем в ПФР. Работа в 2003 году в рамках полномасштабного информирования застрахованных лиц была организована по технологии, представленной на рис.1 и выявила следующие особенности технологического процесса и производства по изготовлению извещений: - предусмотренный законодательством период информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов попадает на время наиболее массовых отпусков, что приводит к необходимости хранения значительного количества писем и не позволяет управляющим компаниям развернуть в необходимом масштабе рекламную компанию, а гражданам воспринять информацию, предназначаемую для них в ходе этой рекламной компании; - следует максимально интенсифицировать в ПФР прием индивидуальных сведений персонифицированного учета от страхователей и обработку этих сведений и обеспечение их достоверности за счет сопоставления с другими информационными базами ПФР и за счет сверки с данными бухгалтерского учета о страховых взносах, поступивших на счета ПФР, которые в свою очередь подтверждаются данными федерального казначейства; - технологический комплекс изготовления извещений, созданный и введенный в эксплуатацию в Пенсионном фонде Российской Федерации по своим возможностям и производительности находится на уровне аналогичных производств, созданных в последние годы в других странах мира, а по темпам создания опережает эти аналоги; - высокоавтоматизированная технология изготовления извещений весьма критична к используемым материалам (бумага, конверты), условиям производства и к степени подготовленности персонала (операторов, инженеров, обслуживающего персонала); - система доставки извещений нуждается в совершенствовании. В ходе проекта была апробирована технология всего процесса, которая состоит из трех частей: получение информации от страхователей и актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в том числе актуализация адресов доставки извещений; изготовление извещений утвержденной формы; рассылка и доставка извещений застрахованным лицам. Было также установлено, что без комплексной автоматизации невозможно решить задачу обеспечения достоверности данных, изготовления извещений и их конвертования, обеспечивающего режим конфиденциальности сведений при доставке и вручении. Для создания организационного механизма актуализации гражданами адресов получения извещений в 2003 году Пенсионным фондом Российской Федерации было принято и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации постановление Правления ПФР "Об утверждении Порядка обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета" от 03.02.2003 № 15п. Следует отметить, что адрес доставки извещений может ежегодно уточняться застрахованным лицом путем его указания в индивидуальных сведениях, передаваемых страхователем в ПФР. Работа в 2003 году в рамках полномасштабного информирования застрахованных лиц была организована по технологии, представленной на рис.1 и выявила следующие особенности технологического процесса и производства по изготовлению извещений: - предусмотренный законодательством период информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов попадает на время наиболее массовых отпусков, что приводит к необходимости хранения значительного количества писем и не позволяет управляющим компаниям развернуть в необходимом масштабе рекламную компанию, а гражданам воспринять информацию, предназначаемую для них в ходе этой рекламной компании; - следует максимально интенсифицировать в ПФР прием индивидуальных сведений персонифицированного учета от страхователей и обработку этих сведений и обеспечение их достоверности за счет сопоставления с другими информационными базами ПФР и за счет сверки с данными бухгалтерского учета о страховых взносах, поступивших на счета ПФР, которые в свою очередь подтверждаются данными федерального казначейства; - технологический комплекс изготовления извещений, созданный и введенный в эксплуатацию в Пенсионном фонде Российской Федерации по своим возможностям и производительности находится на уровне аналогичных производств, созданных в последние годы в других странах мира, а по темпам создания опережает эти аналоги; - высокоавтоматизированная технология изготовления извещений весьма критична к используемым материалам (бумага, конверты), условиям производства и к степени подготовленности персонала (операторов, инженеров, обслуживающего персонала); - система доставки извещений нуждается в совершенствовании. В 2004 году Пенсионный фонд Российской Федерации организовал работу таким образом, что к 5 мая технологический комплекс печати и рассылки извещений ПФР вышел на производительность около 460 тыс. извещений в сутки, и в регионы направлено более 5 млн. писем. Масштабы Российской Федерации и разнообразие условий проживания граждан позволяют считать, что доставка специальной корреспонденции ПФР будет востребована и в дальнейшем. Однако развитие информационной инфраструктуры в стране не только в отношении организаций, но и для граждан, предоставляет другие возможности доставки информации застрахованным лицам. В этом плане интересен опыт банковской системы, взаимодействие которой с физическими лицами-клиентами носит конфиденциальный характер, как это предусмотрено законодательством и для застрахованных лиц-клиентов ПФР. Существенным аспектом информационного взаимодействия ПФР с клиентами в электронной форме является аутентификация этих клиентов и их авторизация. Под аутентификацией понимается проверка того, что обратившийся в компьютерную систему ПФР является именно тем, за кого он себя выдает. Задача авторизации - удостовериться, что прошедшее аутентификацию лицо имеет соответствующие права для доступа к данной информации или для передачи данной информации, либо для передачи поручений, подлежащих исполнению ПФР в соответствии с законодательством. Аутентификация и авторизация производятся в ПФР как для страхователей, так и для застрахованных лиц. Они соответствуют третьему уровню взаимодействия по приведенной классификации и обеспечивают достаточную степень уверенности и неотрекаемости абонента взаимодействия. Для аутентификации клиентов в автоматизированной информационной системе ПФР, как было показано выше, используются электронные сертификаты, соответствующие ключам электронной цифровой подписи участников (абонентов) системы электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации. Алгоритмы авторизации пользователя проверяют, прошел ли он аутентификацию, и имеет ли он в данный момент времени право выполнения запрашиваемых им процедур с запрашиваемой им информацией. В банковской системе Российской Федерации в достаточной мере распространена аутентификация клиентов-физических лиц с помощью пластиковых карт. В настоящее время такие карты имеет около 10 млн. жителей России. Крупные банки имеют инфраструктуру обслуживания клиентов с пластиковыми картами в большинстве регионов страны, в том числе имеют терминальную сеть, позволяющую производить аутентификацию клиента и его обслуживание в режиме online через электронные телекоммуникационные системы. В случае использования данной инфраструктуры ПФР может сразу обеспечить сервис информационного взаимодействия через электронные системы нескольким миллионам человек. Значимость этих процессов определяется тем, что технологии информационного обслуживания в ПФР предоставят возможность гражданам контролировать приобретаемые ими пенсионные права, планировать трудовую деятельность с учетом своего пожилого возраста и оказывать влияние на развитие экономики страны выбором вариантов использования средств обязательного пенсионного страхования.

http://sprrt.ru/

Руководство


Управляющий Отделением СФР по РТ

Вафин Эдуард Яфасович


Новости СПР по РТ

27.04.2024

Я вновь читаю пушкинские строки

Тетюшское отделение СПР приняло участие в онлайн-акции «Я вновь читаю пушкинские строки».


читать полностью


27.04.2024

Участие в работе Совета ветеранов

24 апреля в Доме дружбы народов г.Нижнекамска состоялся Пленум Совета ветеранов.


читать полностью


27.04.2024

Завершение курсов по программе «Здоровый образ жизни» в Кайбицком районе

22 апреля завершились курсы по программе «Здоровый образ жизни» Университета третьего возраста в Кайбицком районе.  

  
читать полностью