Новости

Пенсионная чехарда : С особым цинизмом

02.06.2004
Само по себе нынешнее обсуждение радикальных изменений в накопительной пенсионной системе — дело доброе. Однако скандальность предложений г-на Зурабова меняет тональность дискуссии. Во-первых, поражает необычное даже по российским меркам лукавство чиновников, жонглирующих цифрами. Во-вторых, обсуждается связка «сокращение ЕСН — снижение отчислений», а не проблема соответствия принимаемых мер стратегии реформы. В-третьих, отсутствуют связные альтернативные предложения со стороны экспертного сообщества и частного сектора. Беспорядок в сроках принятия нормативных документов, затяжки с рассылкой уведомлений, саботаж информационной кампании ПФР и провал ее большинством управляющих компаний продемонстрировали всеобщую неготовность к проекту. По-видимому, осознав масштаб проблемы и не желая выполнять сложную задачу построения новой пенсионной системы, чиновники решили вместо многоэтажного дома построить пару сараев, сделав вид, что задача выполнена. А заодно замаскировать саботаж решения важнейшей государственной задачи популярной идеей снижения налогов на фонд оплаты труда. Причем действуют они с особым цинизмом, используя то, что накопления (в отличие от накоплений в НПФ и банках) не являются собственностью будущего пенсионера и государство вольно делать с ними все, что захочет. Ну а так как взносы платились не самими гражданами, то вроде как им не с руки отстаивать их сохранность. Очевидно, что изменение правил при первых же сложностях подрывает доверие населения и бизнеса не только к действиям правительства в пенсионной сфере, но и к состоятельности государства в целом. Фактически мы наблюдаем очередной моральный дефолт государства — на сей раз по обязательствам перед будущими пенсионерами, размер которых будет ясен через десятилетия. По ходу дела происходит раздача новых обещаний. Например, представители ПФР публично утверждали, что индексация страховой части пенсии будет выше доходности по накоплениям и фактически гарантирована государством. Забывая пояснить, что такая индексация не более чем побочный продукт нынешних темпов экономического роста и напрямую зависит от роста доходов населения, который может быть как выше, так и ниже доходности по накоплениям. Государству, бизнесу и гражданам надо осознать то, что вопрос стоит не в перетасовке долей на финансирование разных частей пенсии, а в замещении выпадающих средств (кстати, оценки дефицита существенно пляшут от 290 млрд у ПФР до 185 млрд у Минфина). Пора прекратить увязывать отчисления по ЕСН и пенсионные накопления, а открыть глаза и поглядеть на другие источники финансирования, соблюдая следующие условия: (1) обеспечить каждому россиянину минимальный уровень накоплений; (2) не увеличивать налоги на бизнес и вычеты из зарплаты работников; (3) сделать накопления «кровными» для работников. Одним из вариантов может быть накопление части подоходного налога на пенсионных счетах. Например, отчисления 4% доходов (из 13% подоходного налога) в пенсионные накопления при сохранении доли поступлений от подоходного налога в районе 3,3% ВВП составят 185 млрд руб. Дефицит же по распределительной системе при данной схеме будет существенно меньше, так как исчезнет необходимость отчислять 4% из ЕСН даже для поколения младше 1967 г. р. и не придется выплачивать предлагаемую ПФР субсидию «добровольцам». Иными словами, «дыра» от снижения ЕСН будет существенно меньше, так как все сборы полностью пойдут в распределительную систему. Проблема недостачи поступлений региональных бюджетов (подоходный налог поступает именно туда) может быть решена передачей регионам поступлений от части других налогов, а также введением верхней границы отчислений на накопительные счета. Бюджет распух от денег, и было бы правильным дать народу возможность копить их на индивидуальных счетах. Эти деньги должны быть объявлены не собственностью Российской Федерации (как сейчас) , а собственностью работников, которую невозможно будет истратить до выхода на пенсию. В идеале (по образцу Казахстана) накопительная и распределительная пенсионные системы должны быть жестко разделены по источникам финансирования, чтобы ни у кого не возникло соблазна «играться» с деньгами граждан. Кстати, можно вообще отобрать у ПФР (оставив ему сбор информации) функции сбора и перечисления этих денег управляющим и НПФ, сильно упростив весь процесс. Есть и другие идеи коррекции реформ. Например, выплата базовых пенсий не из средств ЕСН, а из общих доходов бюджета, что нормально для сырьевой экономики и создает пространство для еще большего снижения налога. Или реальное стимулирование накоплений для более состоятельных граждан — через льготы работодателям. Еще есть время выверить цифры и обоснованность принятия нынешнего проекта очередной «переделки» пенсионной системы. К сожалению, его остается очень мало. Авторы — программный директор Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) ; экономист исследовательского отдела Alliance Capital Management по СНГ и Восточной Европе. Полина Крючкова, Антон Табах

http://sprrt.ru/

Руководство


Управляющий Отделением СФР по РТ

Вафин Эдуард Яфасович


Новости СПР по РТ

24.04.2024

1 тур компьютерного многоборья

В рамках Года семьи на территории Бугульмы и Бугульминского района проводятся различные и интересные мероприятия.


читать полностью


24.04.2024

Завершаются курсы в «Университете третьего возраста» в Балтасинском районе

Завершаются занятия в 2023-2024 учебном году для обучающихся в «Университете третьего возраста» в Балтасинском районе.


читать полностью


24.04.2024

Помощь посетителей ЦОСП в зону СВО

Активисты Центра общения старшего поколения Арского района продолжают активно готовить посылки в зону СВО. 


читать полностью